Налоговый аудит и консалтинг
Бухгалтерское сопровождение
Екатеринбург и Свердловская область
Поиск по сайту

Если у вас есть счет в банке за границей Российской Федерации


Если у вас есть счет в банке за границей Российской Федерации

Если у вас есть счет в банке за границей Российской Федерации

Федеральный Закон №173-ФЗ от 28.06.2014 г. установил (статья 6) обязанность иностранных организаций финансового рынка, расположенных за пределами РФ, сообщать о реквизитах открытых у них счетов (вкладов) граждан Российской Федерации и юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами РФ. Данные сообщения должны представляться в ФНС России ежегодно в срок до 30 сентября года, следующего за годом, в течение которого указанные счета (вклады) были открыты.  В случае неисполнения данной обязанности к иностранным организациям финансового рынка применяются меры, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

В ближайшее время ожидается утверждение форм Сообщений иностранной организации финансового рынка, расположенной за пределами территории Российской Федерации, о реквизитах открытых у нее счетов (вкладов) граждан РФ (форма RU01) и о реквизитах открытых счетов юридических лиц, которые прямо или косвенно контролируются гражданами Российской Федерации (ф. RU02). С данными сообщения можно ознакомиться по ссылке http://regulation.gov.ru/project/20103.html?point=view_project&stage=3&stage_id=18327.

Появление этих документов является одним из этапов реализации концепции государственного контроля за полнотой взимания налогов с доходов граждан и юридических лиц, в том числе получаемых за пределами Российской Федерации.

С 2004 г. действует норма Федерального Закона №173-ФЗ от 10.12.2003 г. (п.2 ст.12) «О валютном регулировании и валютном контроле», которая обязывает резидентов уведомлять налоговые органы по месту своего учета об открытии (закрытии) счетов (вкладов) и об изменении реквизитов счета (вклада), не позднее одного месяца со дня этого события. Существует специальная форма подачи сведений и установлена ответственность за ее непредставление.

До настоящего времени контрольные мероприятия по установлению наличия таковых счетов у физических лиц были сопряжены с рядом трудностей, препятствующих получению информации, необходимой налоговым органам.

Теоретически, по договорам об избежании двойного налогообложения российские налоговые органы в порядке обмена информацией могут получить данные как о счетах российского налогоплательщика, так и о том, уплачивает ли налоги его контрагент, какая у него численность персонала, есть ли у него офис, отражены ли конкретные хозяйственные операции в его учете, от кого получены денежные средства, перечисленные затем в РФ. Однако, это право налоговыми органами не реализовывалось в полной мере.

С ноября 2014 г. начал действовать Федеральный закон от 04.11.2014 №325-ФЗ «О ратификации Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам».

К Конвенции присоединились уже 70 стран, в том числе Испания, Нидерланды, Ирландия, Люксембург, Великобритания. Швейцария и Кипр подписали, но еще не ратифицировали Конвенцию. Британские Виргинские острова сами не подписывали Конвенцию, однако Великобритания, под суверенитетом которой они находятся, распространила на них ее действие.

Присоединение России к Конвенции расширяет возможности ФНС получать налоговую информацию у зарубежных контролирующих органов.

В Конвенции закреплены три вида обмена информацией между странами:

  • обмен по запросу (ст.5). В этом случае одно государство запрашивает у другого информацию относительно отдельных лиц или операций;
  • автоматический (ст.6). Предполагается ежегодный автоматический обмен сведениями между странами — информацию собирают финансовые учреждения (предположительно финансовыми учреждениями будут банки), приводят в установленный вид и передают налоговым органам для пересылки за рубеж. Подготовлен список стран, которые первыми проведут автоматический обмен уже в конце 2017 года. России пока нет в этом списке, но наша страна уже подтвердила готовность инвестировать необходимые ресурсы в подготовку к автоматическому обмену информацией;
  • инициативный (спонтанный) (ст.7). Одно государство по собственной инициативе направляет другому информацию, если, например, у него возникли основания полагать, что это другое государство несет налоговые потери в результате умышленных действий налогоплательщиков.
  • Ратификация Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам приводит к усилению возможностей налоговой инспекции РФ (до этого ее возможности ограничивались только странами, с которыми заключены договоры об избежании двойного налогообложения), обеспечивает новые ресурсы и инструменты для получения информации.
  • С 1 января 2015 г. в соответствии с Федеральным Законом от 21.07.2014 г. №218-ФЗ внесены изменения в пункт 7 статьи 12 Федерального Закона «О валютном регулировании и валютном контроле», которые предусматривают распространение на физических лиц порядка представления налоговым органам по месту своего учета отчетов о движении средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории Российской Федерации. Данный порядок в настоящее время установлен только для юридических лиц Постановлением Правительства от 28.12.2005 г. №819. Изменения в настоящее время в него не внесены, что дало право физическим лицам в установленный срок 30 апреля 2015 г. не предоставлять информацию в налоговый орган.
  • Однако, надо понимать, что это только небольшая отсрочка, так как дело только за утверждением формы, что не займет много времени.

    Итак, резюмируя вышесказанное, приходим к пониманию, что как юридические лица, так и физические лица, являющиеся согласно законодательству о валютном регулировании и валютном контроле, резидентами Российской Федерации, имеют:

    1) обязанность по сообщению в налоговый орган по месту своего учета сведений об открытии (закрытии) или изменении реквизитов  счетов в зарубежных финансовых институтах;

    2) обязанность по представлению сведений о движении денежных средств по счетам (вкладам) в банках за пределами территории.

    Ратификация Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам дает налоговым органам возможность получить рычаги встречного контроля, что необходимо учитывать в ближайшее время, так как регламент и формы таких сообщений, о которых упоминалось в самом начале настоящего обзора, будут приняты в мае-июне этого года.

23 Мая 2015
|
Рейтинг ()

Возврат к списку