Налоговый аудит и консалтинг
Бухгалтерское сопровождение
Екатеринбург и Свердловская область
Поиск по сайту

Неразглашение коммерческой тайны в трудовом договоре и увольнение сотрудника


Коммерческая тайна и увольнение сотрудника

Увольнение сотрудника — всегда стресс для специалиста по кадрам. Помимо непредсказуемой реакции, HR может столкнуться с неприкрытой агрессией, угрозами и раскрытием конфиденциальной информации, к которой у увольняемого был допуск. Последняя тема считается очень деликатной, поскольку никто и никогда не может предсказать, как далеко зайдет бывший коллега в стремлении насолить работодателю.

С целью обезопасить себя от разглашения конфиденциальной информации, кадровики вносят в трудовой договор пункт, запрещающий трудоустройство к конкурентам или открытие собственного бизнеса схожей тематики. Чаще всего, они апеллируют к ст.57 ТК РФ, которая гласит «… в трудовом договоре могут предусматриваться дополнительные условия… о неразглашении …тайны».

Что нужно знать о трудовом договоре:


• штрафы за неправильный договор — до 50 тыс. руб;
• запрет на переход к конкурентам – недопустим;
• нужно внести пункт о неразглашении тайны;
• стоит указать момент о персональных данных;
• можно рассмотреть вопрос «растянутой компенсации».

Дьявол, как известно, кроется в деталях. Статья 2 ТК России гласит: принципами правового регулирования трудовых отношений… признаются… свобода труда… который каждый свободно выбирает… Дальше все упирается в Конституцию РФ (ст. 37): Труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

Опасаясь ухода сотрудника к конкурентам и ограничивая свободу дальнейшего труда, работодатель нарушает главный закон государства, чего Трудовая инспекция простить не может. Штраф на ЮЛ может достигать 50 тыс. руб., на должностное лицо — 5 тыс. руб. Столь жесткие санкции обусловлены способствованием справедливой конкуренции и равенству всех участников рынка.

Как распознать «крота»?


Это актуальный вопрос для любой коммерческой структуры — конкуренты не дремлют, и даже самый надежный сотрудник может передавать им конфиденциальные сведения. Не будем брать в расчет правовой и моральный аспект, а обратим внимание на поведение сотрудника — он может совершать те или иные действия, которые подскажут о работе на «два фронта».

Прежде всего, компетентный специалист, в разговоре с клиентом, часто произносит: оставьте свой телефон, я вам перезвоню. Конечно, бывают ситуации, когда его знаний недостаточно, но регулярный запрос номера мобильника заставляет думать: они обязательно созвонятся — но в нерабочее время. Еще один момент связан с пересылкой служебной документации по личным каналам.

Подозрительный сотрудник:


• пересылает рабочие документа через личную почту;
• нередко просит номер клиента и не перезванивает;
• может способствовать оттоку надежных клиентов;
• часто и подолгу уходит говорить по телефону;
• часто прерывает разговор, ссылаясь на неудобство.

Обратите внимание на планомерный уход надежных клиентов: либо им где-то предложили выгодную цену, либо они продолжают сотрудничать — но не с компанией, а конкретным менеджером. И насторожитесь, когда специалист слишком часто ходит в уборную, при разговоре по телефону отходит на значительное расстояние или нередко отвечает звонящему: мне сейчас неудобно, я перезвоню!

Как уберечься от «слива информации»?


Не будем говорить о делегировании навыков и знаний: в идеале, каждый специалист должен отвечать только за свой сегмент работы. Попытка ограничить переход к конкурентам с помощью договора чревата иском от Трудовой инспекции — об этом мы сказали выше. Единственный вариант — предусмотреть возможность длительного материального стимулирования уходящего лица.

Да, вы на законных основаниях можете включить в трудовой договор пункт, согласно которому увольняющийся сотрудник будет получать небольшую компенсацию при условии выполнения ряда требований (важно красиво «обыграть» запрет на трудоустройство к конкурентам или открытие собственного бизнеса). И пусть он решает, что важнее: небольшой стабильный доход или судебные иски.

Пять шагов для сохранения коммерческой тайны:


• договоритесь с прямым конкурентом;
• предупредите сотрудника об этом;
• четко делегируйте полномочия;
• не замыкайте все каналы на одном лице;
• не доверяйте тайну ненадежным лицам!

Еще один козырь касается ФЗ №152 «О персональных данных». Дело в том, что практически любая информация, с которой сталкивается специалист, считается конфиденциальной — будь то номера телефонов, паспортные данные или размер зарплаты. Даже если он уйдет в конкурирующую структуру, там так или иначе придется что-то разглашать — а это, опять же, дорога в суд на разбирательство за разглашение доверенных ему персональных данных.

Наконец, самым резонным и логичным видится вариант, при котором конкуренты договариваются не нанимать уволившихся сотрудников и четко следуют данному решению. Такой подход позволит обезопасить себя, избавит от финансовых и репутационных трат, снимет риск штрафов от трудовой компании и очень четко укажет «зарвавшемуся» сотруднику: тебя в другом месте не ждут!