Налоговый аудит и консалтинг
Бухгалтерское сопровождение
Екатеринбург и Свердловская область
Поиск по сайту

Налог на имущество в отношении торговых центров и др. недвижимости


Налог на имущество организаций в отношении некоторых объектов недвижимости

С 1 января 2014 года вступил в силу Федеральный закон от 2 ноября 2013 г. N307-ФЗ. Этот закон изменяет положения главы 30 НК РФ «Налог на имущество организаций», а также дает право субъектам РФ устанавливать особенности определения налоговой базы по региональным налогам. В отношении некоторых объектов недвижимости налоговая база определяется как их кадастровая стоимость (п.2 ст.375 НК РФ) Согласно подпунктам 1-3 пункта 1 ст.378.2 НК РФ к таким объектам относятся:

1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;

2) нежилые помещения, которые предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания;

3) объекты недвижимого имущества иностранных организаций, не связанные с деятельностью постоянного представительства этих организаций.

Однако, новые правила расчета налоговой базы по кадастровой стоимости начинают применяться в субъекте только после принятия соответствующего закона.

Еще не принят, но уже опубликован проект «О внесении изменений в Закон Свердловской области «Об установлении на территории Свердловской области налога на имущество организаций»». В редакции проекта законодатели предложили ограничить число объектов недвижимости, признаваемых в качестве объектов налогообложения. Прежде всего, исключены объекты, которые имеют площадь менее 5000 кв.м. Кроме того, предложено облагать налогом на имущество организаций только административно-торговые центры и торговые центры (комплексы). О нежилых помещениях, которые предназначены или фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания в проекте закона речь не идет.

Ставки налога установлены по нормам НК РФ, то есть 1,5% от кадастровой стоимости в 2015 г. и с 2016 г. 2%.

Проект пока кажется недоработанным, так как не установлен порядок признания недвижимости в качестве административно-делового центра по фактическому использованию. В соответствии с переходными положениями Федерального закона №307-ФЗ указанный порядок субъект РФ вправе установить самостоятельно до утверждения этого порядка Минэкономразвития. Некоторые субъекты РФ приняли соответствующие законы еще в конце 2013 г. Так Законом г.Москвы от 20.11.2013 г. №63 изменения коснулись также только категории «Административно-деловые и торговые центры», которые имеют общую площадь свыше 5000 м кв. Но в отличие от проекта Закона в Свердловской области, московские законодатели предусмотрели порядок включения таких объектов в перечень облагаемых объектов. В основу положено наличие разрешения использования земельного участка под зданиями для размещения административно-деловых и торговых центров.

Оценить, насколько у конкретного налогоплательщика увеличится налоговая нагрузка, пока не возможно. То, что налоговая нагрузка возрастает, не вызывает сомнения, но коснется это не всех. В первую очередь пострадают собственники зданий, общей площадью более 5000 м кв., поэтому следует обратиться к правоустанавливающим документам. Многие собственники имеют долю в зданиях. Ограничения касаются площади именно здания, а не доли собственника в здании. Налоговым кодексом установлен порядок определения кадастровой стоимости такой доли. Требования к определению площади здания утверждены Приказом Минэкономразвития от 30.09.2011 г. №531.

В первую очередь об этих изменениях должны быть осведомлены организации, применяющие спецрежимы (УСН и ЕНВД), которые до настоящего времени не являлись плательщиками налога на имущество. При наличии в собственности таких организаций офисного помещения в крупном деловом центре, такие организации вынуждены будут платить налог на имущество с кадастровой стоимости.

Налоговым кодексом предусмотрены авансовые платежи в размере ¼ стоимости кадастрового объекта. Если кадастровая стоимость объекта недвижимости не определена, налоговая база по этому объекту принимается равной нулю.

Известно, что органом, уполномоченным по формированию перечня объектов недвижимого имущества в Свердловской области установлено Министерство по управлению государственным имуществом. Перечень должен быть опубликован на официальном сайте министерства до 01.01.2015 г.

Важным моментом является, какова кадастровая оценка объекта. Сведения о кадастровой стоимости объектов недвижимости доступны на портале государственных услуг Росреестра в разделе «Электронные услуги» — «Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online».

Размер кадастровой стоимости, установленный для конкретного объекта недвижимости, может быть оспорен в досудебном порядке и в суде в порядке, установленном ст.24.19 Федерального закона от 29.07.1998 г. №135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».