Налоговый аудит и консалтинг
Бухгалтерское сопровождение
Екатеринбург и Свердловская область
Поиск по сайту

Передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации

Передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации

Многие из вас знают, что компания может передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему. Но все не так просто, как кажется на первый взгляд. Налоговики относятся подозрительно к таким договорам и видят в них способ уйти от налогообложения.

Налоговые органы формально не оспаривают договоры о внешнем управлении, как мнимую сделку, хотя часто заявляют о том, что реального внешнего управления не имеется, а заключение договора с управляющим направлено только на получение необоснованной налоговой выгоды. Чаще налоговики отказываются признавать расходы на управление, ссылаясь на то, что они экономически не оправданы и документально не подтверждены.

Нельзя сказать, что подозрения налоговых органов беспочвенны. Предприниматель, управляя компанией, получает за это вознаграждение. У компании расходы на управление уменьшают налогооблагаемую прибыль. Если ИП применяет общую систему, то компания получает право на вычет НДС со стоимости услуг. Если же ИП находится на упрощенной системе налогообложения, то он заплатит 6 процентов единого налога с суммы своего вознаграждения, вместо 30 процентов взносов во внебюджетные фонды, как это сделал бы штатный директор. Даже размер ежегодных взносов в ПФР, которые обязан платить предприниматель, ограничены законом. Многие из вас, прочитав это, скажут, что управляющий крайне выгоден компании. Но не стоит забывать, что такой способ управления должен быть оправдан. Компании стоит подготовиться к ответу на вопрос, зачем нужно было привлекать стороннего управляющего, особенно если раньше директор был в штате.

Безусловно, корпоративное право не запрещает передавать полномочия исполнительного органа другому лицу, а НК РФ не запрещает учитывать вознаграждение управленца в расходах.  Но налоговые органы зачастую усматривают в передаче функций по управлению организацией управляющему — бывшему сотруднику управляемой организации, участнику общества или иным взаимозависимым лицам признаки недобросовестного поведения налогоплательщика. Даже передача полномочий абсолютно стороннему предпринимателю не избавит вас от подозрений.

При решении вопроса об обоснованности расходов по оплате услуг управляющего стоит заранее подготовиться к ответу на следующие вопросы:

  • необходимость передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющему; 
  • обоснованность размера вознаграждения управляющего
Не стоит забывать, что управляющий должен приносить финансовую выгоду компании. Если действия управляющего не привели к улучшению финансовых показателей деятельности организации, либо отсутствуют доказательства факта использования услуг по управлению в деятельности организации, а значит, по мнению налоговых органов, данные затраты экономически необоснованны.

Чтобы избежать данной ситуации, в отчетах управляющего должна четко прослеживаться связь оказываемых услуг управляющего с производственной деятельностью организации. Стоимость услуг также должна быть подтверждена соответствующими расчетами. В договоре должна быть утверждена методика определения стоимости услуг управления. Наличие согласованной сторонами методики будет служить дополнительным аргументом в пользу налогоплательщика. В отчетах стоит указать измерители хозяйственных операций и расшифровать конкретные работы, произведенные управляющим.

Также стоит понимать, что компания не может работать только ради оплаты услуг управляющего, поэтому незначительность доли расходов на услугу управления у компании существенно снизит количество задаваемых налоговиками вопросов. Снижение уровня расходов управляемой компании при заключении договора управления и повышение рентабельности этой компании также будут являться безоговорочным доказательством обоснованности понесенных затрат.

Конечно, оценка целесообразности осуществления расходов налогоплательщиков не относится к компетенции налоговых органов, но советуем подготовить письменное экономическое обоснование причин передачи полномочий управляющему и стоимости его услуг, которое будет предъявлено налоговому органу при проведении проверки.

Следует помнить, что любая оптимизация налогообложения должна иметь под собой не только формальную правовую основу. Подобные действия должны иметь экономическое обоснование и быть документально подтвержденными. В этом случае у налоговиков просто не возникнет вопросов относительно способа управления в вашей организации.